СУККОТ

После дней Суда, Раскаяния и Искупления приходит пора веселья. С пятнадцатого числа месяца Тишрей начинаются восемь дней праздников. Первые семь дней названы «Суккот». Суккот отмечается в 15-21 дни еврейского месяца тишрей. Исторически праздник символизирует 40-летний период, во время которого дети Израиля блуждали по Синайской пустыне и жили во временных убежищах.


Если Рош-а-Шана касается всего мира, т.к. все человечество проходит перед Вс-вышним, «как овцы перед пастырем», то Йом-Кипур — возможность искупления и очищения, возможность изменить приговор Суда — это особый подарок Всевышнего еврейскому народу. В этот день мы соблюдаем ряд ограничений, — нам запрещены еда, питье, кожаная обувь и мытье, а также все те действия, которые запрещены в Шаббат. И несмотря ни на что, это праздник, центральной темой которого, безусловно, являются наши молитвы.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ

Отличительной особенностью праздника Суккот является заповедь жить в особом шалаше, называемом "сукка". Отсюда и идет название праздника - Суккот, дословно - "шалаши"; в русской традиции также встречается название "Праздник кущей". Суккот продолжается семь дней, и все это время принято жить в таких шалашах, в память об облаках Б-жественной Славы, защищавших народ от знойного солнца Синайской пустыни во времена Исхода: в сукке едят и пьют, устраивают веселые праздничные трапезы, встречают гостей, танцуют и даже спят тоже в сукке, если позволяет погода.

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА

Сукка

В дни Суккот евреи живут в сукках – покрытых ветками временных строениях, в которых празднуют и прославляют Бога. Стены сукки могут быть сделаны из дерева, штукатурки, брезента, обычного стекла и алюминия. Шатры строят накануне праздника, их, по возможности, принято украшать. Сначала возводят стены, а затем покрывают их схахом (кровлей) — листьями, тростником, пальмовыми ветками и т.д. Стены сукки могут быть сделаны из любого материала. Важно только, чтобы они могли устоять, когда дует обычный для этих мест ветер. Поэтому тот, кто делает стены из ткани или покрывал, должен как следует привязать их со всех сторон, а также посередине, чтобы ветер не трепал и не срывал их. Если у сукки две полноценные стены, а третья хотя бы немного шире ладони и, кроме того, содержит дверной проем, то сукка кашерна, хотя лучше, если сукка имеет стены со всех четырех сторон. Крышу (схах) надо делать не слишком редкой, так, чтобы затененного пространства в сукке было больше, чем светлого, но и не слишком густым — ночью сквозь кровлю должны быть видны крупные звезды. Не покрывают сукку тем, что идет в пищу (например, съедобными листьями). Нельзя накрывать сукку ветками, имеющими неприятный запах, равно как и такими, с которых быстро опадают листья. Циновка из стеблей или соломы может быть использована как материал для кровли сукки при условии, что она была специально для этого изготовлена.

 

Что нельзя делать в Суккот? 

Сначала возводят стены, а затем покрывают их схахом (кровлей) — листьями, тростником, пальмовыми ветками и т.д.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Написано в Торе: «В сукках живите семь дней; каждый коренной житель в Израиле должен жить в сукках, дабы знали ваши поколения, что в сукках поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из Египта». За полгода до исхода из Египта евреи вышли из рабского состояния и безмятежно жили в своих домах, а египтяне искали их расположения и осыпали подарками. Даже царь Египта и его приближенные уговаривали их: оставайтесь в Египте, и все сокровища Египта будут вашими. Но когда пришел день избавления, отправились евреи из Египта. Вместе с ними из Египта вышли шестьсот тысяч детей и стариков и миллион двести тысяч женщин. Всего три миллиона человек покинули свои дома и имущество и последовали за Вс-вышним в безлюдную пустыню, кишащую ядовитыми змеями и скорпионами! Они не спрашивали у Вс-вышнего: «Куда мы идем, где найдем кров, убежище от холода и зноя, как добудем себе пропитание?»

 

Некоторые из мудрецов говорят, что Вс-вышний построил им настоящие кущи-сукот. Другие утверждают, что Он окружил их облаками Славы: одно под ногами, вместо почвы, одно над головой, чтобы отбрасывать тень, еще четыре — со всех четырех сторон света, а седьмое — впереди, чтобы указывать путь. Все сыны Израиля укрылись в этой сукке, образованной облаками Славы. И то, и другое мнение — правильное. Сперва Он сделал им настоящие сукки, а потом — в награду за то, что они добровольно оставили свои дома в Египте, пошли за Ним в пустыню и поселились в непрочных шалашах, — окружил их Вс-вышний облаками Славы.


Естественно спросить: разве не мог Вс-вышний совершить чудо и поселить евреев в домах даже посреди пустыни? Но Он поселил их во временном жилище, в сукке, чтобы они и их потомки знали, что никакое здание, никакое пристанище не будет надежным, если сам Г-сподь не построит его. В Торе сказано: «В сукке сидите семь дней». Наши мудрецы объяснили, что в данном случае слово «сидите» значит «живите». Тора предписывает жить в сукке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме. Таким образом, следует есть, пить и спать в сукке и встречаться в ней с друзьями.

Небесные гости «ушпизин»

В книге Зогар написано про семь необычных гостей, которые посещают евреев в дни праздника.

Эти семеро — Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон и Давид .

Они гостят у всего Израиля, в каждой сукке, все семь дней праздника, с той только разницей, что каждый день кто-то из них входит первым, а остальные следуют за ним.

В первый день первым входит Авраам.

Во второй день первым входит Ицхак.

В третий день первым входит Яаков.

В четвертый день первым входит Моше.

В пятый день первым входит Аарон.

В шестой день первым входит Йосеф .

В седьмой день первым входит Давид(царь).

Существует обычай, войдя в сукку, прежде всего пригласить к столу почетных гостей, а лишь затем занять свое место. При этом произносят «Приглашение ушпизин».

У сефардских евреев принято вносить в сукку красивое кресло, застилать его нарядным покрывалом, сверху класть священные книги. Это кресло называется «кисе (кресло) ушипизин».

Испытание за испытанием преодолевали наши праотцы, и только ценой тяжкого труда, испытав множество мук, достигали они своей цели. Ни один из этих ушпизин никогда ничего не просил для себя.

Вс-вышний установил правило: тот, кто не стремится к личной выгоде, удостаивается всего — ему принадлежит весь мир.

Поэтому Вс-вышний сделал Авраама «отцом множества народов».

Поэтому Он обещал Ицхаку: «Благословятся потомством твоим народы земли».

Поэтому Он обещал Яакову: «Будут трудиться на тебя народы, и преклонятся пред тобою племена».

Йосефа Он поставил «хозяином над всей землей, питающим народ».

Моше «устанавливал границы народам».

Аарон был «как добрый елей…»

Давиду Вс-вышний сказал: «Проси у Меня, и Я отдам народы тебе в наследие».

И теперь потомки праотцов радуются празднику Суккот.И поскольку радость их чиста, они становятся источником благословения и для себя, и для всего мира. Как награда за их заслуги изливается на весь мир благословение и благодать.

Время окончания сбора урожая

Мы переселяемся в сукку, собрав урожай с наших полей. Вс-вышний благословил нас; и вот, когда хранилища полны пшеницы и вина, а сердце переполнено радостью, когда мы уверены в том, что нам не угрожает нужда — в этот момент Тора приказывает нам оставить дом и жить в сукке, во временной постройке, чтобы мы поняли: никакое имущество, никакие владения не обеспечивают нам безопасности. Только Вс-вышний защищает живущих в сукке. И мы начинаем понимать, что изобилие зависит от щедрости Вс-вышнего и существует лишь до тех пор, пока на то Его воля; что не следует полагаться на обманчивую уверенность, которую придает богатство, что только у Вс-вышнего надо искать покровительства, ибо только Его защита по-настоящему крепка и надежна. Находясь под покровительством Вс-вышнего, человек сможет наслаждаться безопасностью и покоем даже в шалаше, сделанном из травы, не обладая земными богатствами.

Четыре вида растений

«Плод прекрасного дерева» - этрог. У этрога есть и вкус, и аромат, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой и творящие добро.


«Пальмовые листья» — это лист финиковой пальмы. Как у финика есть вкус, но нет запаха, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой, но не совершающие добрых дел.

«Ветвь густолиственного дерева» — это мирт. Так же как мирт благоухает, но не имеет вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, совершающие много добрых дел, но не занимающиеся Торой.

«Речные вербы» — это ива. У нее нет ни запаха, ни вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, не занимающиеся Торой и не преуспевшие в добрых делах. Что же делать Вс-вышнему с подобными людьми? Ведь не уничтожать же их! Он сказал: «Присоединю их к остальным, и будут все они в одной связке, так что одни смогут искупить грехи других».

Но также можно сказать, что четыре вида растений символизируют человеческое тело: ветвь финиковой пальмы похожа на человеческий позвоночник, листья мирта напоминают глаза, листья ивы похожи на уста, а этрог подобен сердцу. Царь Давид сказал: нет в человеческом теле частей более важных, чем эти.

Желаем Вам веселого и кошерного праздника!

Хаг Самеах!